Чандра в вайшнавизме Индуисты называют Чандру и другими именами, упоминаемыми в «Бхагавата-пуране». Поскольку от Луны исходит живительная прохлада, благотворно влияющая на посевы, Бхагавата-пурана характеризует Чандру как жизнь всего живого, называя его
Дживой — главным живым существом во вселенной. Ещё одно из имён Чандры —
Маномая — означает, что Чандра является божеством, которое управляет умом каждого живого существа. За то, что Чандра даёт энергию роста всем растениям, Бхагавата-пурана именует его Аннамая, а именем Амритамая Чандра назван по причине того, что он является источником жизненной силы всех живых существ. Поклоняющиеся Верховной Личности Бога в образе бога Луны называют ещё
Чандру именем Сома. Считается, что он устанавливает отсчёт времени и властвует над всей вселенной.
В традиции гаудиа-вайшнавизма бог Луны Чандра (как, впрочем, и все другие божества) считается находящимся в подчинении верховного Бога Вишну (Кришны), поддерживающего всё творение и являющегося центром мироздания. Подтверждение этому можно обнаружить не только в Бхагавата-пуране, но и в ведических писаниях, в частности, в «Яджур-веде» и «Нараяна-упанишаде», цитаты из которых были прокомментированы Бхактисиддханта Сарасвати. В указанных цитатах утверждается, что божества, управляющие различными планетами вселенной, не обладают верховной властью, а являются представителями Вишну (Кришны). Это относится и к богу Луны Чандре, о котором сказано, что он появился на свет из ума Нараяны, из чего следует, что, созданный верховным богом (Вишну), сам Чандра таковым не является и, подобно любому другому живому существу во вселенной, подвержен процессу рождения и смерти. В философии вайшнавов бог Луны Чандра считается преданным слугой Верховного Бога Вишну (Кришны), получив от которого особые полномочия, Чандра действует от его имени, хотя и не обладает его могуществом.
В «Бхагавата-пуране» имя Чандры часто упоминается в ряду имён других богов, таких как Индра, Сурья, Варуна, Ваю. Все они, включая Чандру, считаются представителями Вишну (Кришны), наделены особыми полномочиями и управляют различными планетами во вселенной.
В соответствии с учением Мадхвачарьи, Чандра находится на двенадцатой ступени иерархии божественности нижестоящих божеств, которые служат Вишну, выполняя различные функции в мироздании.
candraM bhaja mAnasa sAdhuhRdayasadRsham Поклонение Чандре, Кто есть сердце святых. indrAdilokapAleDitataresham induM
SoDashakalAdharam NishAkaram
indirAsahodaraM sudhAkaramanisham О Бог звезд, прославленный хранителем Индрой и другими богами, кто увлажняет Землю,
О Богатый нектаром Сома, явленный в шестнадцати формах, поклонение Тебе, О Творящий Благо!
Сома – Привлекательный Бог, особо покровительствующий детям.
Чандра, как и Сурья доступен нашему зрению и восприятию.
Его лицо сияет белизной и привлекательностью.
Сома одет в белые одеяния и восседает в лотосе, на белой колеснице, запряженной семью белыми конями.
Его голову венчает золотая корона, а шею украшают украшения из жемчуга.
Одной рукой Сома держит булаву, а другой благословляет.
Другое описание Чандры, являет нам следующий лик этого Бога. Чандра управляет женской природой и материнством, воображением и интуицией, умом и сознанием Чандра трансформирует обжигающую энергию Сурьи в живительную, притягивающею, энергию материнской заботы, которая отражается на планету Земля. Луна управляет нашей душой, вернее ее проявлением в виде эмоций и ментальных процессов, атман олицетворен антилопой, на котором восседает Чандра. В одной руке, он держит чакру, чтобы удалять светом знания и мудрости наше невежество, в другой руке шанкху-раковину
(символ ОМ-кары), который дарует освобождение. В своей третьей руке он держит лотос символ чистоты, и четвертой управляет антилопой, символизирующей нашу душу.
В ведических гимнах, Чандра отождествляется с нектаром «сома», который дает силы вдохновения и творчества, силы духа и уверенности…в гимнах Ригведы, напиток сома почитается, как «божество», дарующее благие дары своим поклонникам и богам.
Также, как и соме, арии поклонялись и Соме, Небесному Всаднкику, который также даровал жизненные силы, силу вдохновения и творчества, защиту и благодать… Многочисленные гимны Вед содержат восхваления, поклонения и молитвы этому «Лунному Царю», который воспевают и как Сому-Небесного, и как сому-амриту…моля его о благословении…
Считается, что именно сок сомы придавал мудрецам вдохновение и мудрость, как лунный свет успокаивает ум и пробуждает дух, так и сома прибавляла вдохновение и силы почитавшим его…
Богам амрита-сома предавала силу и смелость... Как Луна воздействует на воды и жизненные соки в природе, так и в ритуале яджни, сома придавал силы и устремление…
Практически вся девятая книга Ригведы посвящена Соме, помимо этого Сома прославляется и в других мандалах Ригведы, «сливаясь» с Агни, Индрой, Рудрой….
eSa devo amartyaH parNavIriva dIyati
abhi droNAnyAsadam
eSa devo vipA kRto.ati hvarAMsi dhAvati
pavamAno adAbhyaH
eSa devo vipanyubhiH pavamAna RtAyubhiH
harirvAjAya mRjyate
eSa vishvAni vAryA shUro yanniva satvabhiH
pavamAnaHsiSAsati
eSa devo ratharyati pavamAno dashasyati
AviS kRNoti vagvanum
eSa viprairabhiSTuto.apo devo vi gAhate
dadhad ratnAnidAshuSe
eSa divaM vi dhAvati tiro rajAMsi dhArayA
pavamAnaHkanikradat
eSa divaM vyAsarat tiro rajANsyaspRtaH
pavamAnaH svadhvaraH
eSa pratnena janmanA devo devebhyaH sutaH
hariH pavitrearSati
eSa u sya puruvrato jajNAno janayanniSaH
dhArayA pavate sutaH RV lX. 28 Этот бог бессмертный
Летит, словно крылатая птица,
Чтобы сесть в деревянных сосудах.
2Этот бог, созданный вдохновением,
Мчится сквозь препоны,
Павамана, которого не обмануть.
Этот Панавама
Начинается, золотистый, для награды
Прославителями, преданными закону.
Этот Павамана хочет захватить
Все желанные вещи,
Как герой, отправляющийся со (своими) воинами.
Этот бог едет на колеснице,
Павамана оказывает милости,
Шум (давильных камней) он делает явным.
Этот бог, восхваленный
Вдохновенными (поэтами), ныряет в воды,
Доставляя сокровища (своему) почитателю.
Этот (бог) мчится на небо
Сквозь пространства со (своим) потоком,
Павамана, громко ревущий.
Этот пролетел по небу
Сквозь пространства, непокоренный,
Павамана, чей образ прекрасен.
Этот бог, древним способом
Выжатый для богов,
Золотистый, течет по цедилке.
Этот самый, обильный обетами,
Едва родившись, порождая услады,
Выжатый (сок) очищается потоком. (пер. Елезаренкова Т.Я.) Считается, что боги пьют сому из лунной чаши…в Индии луна похожа на чашу, ее «рожки» смотрят вверх…
Согласно «Шримад Бхагаватам», Сома или Чандра – сын Гуру Атрии и Анасуи.
Его свет проникает повсюду и он имеет 16 форм (соотв. Фазам или лунным дням).
Бхагаван Кришна явился на Землю, как потомок Сомы (лунная династия).
Источник...
Зачем нужно усиливать Луну? Во-первых, никому не помешают удача и изобилие, как, впрочем, и хорошая память, а также все, что было описано выше. Например, говорилось, что Луна отвечает за жидкость во Вселенной в целом, так и в нашем теле в частности.
Наши тела примерно на 70% состоят из воды, и любое неблагоприятное влияние этой планеты создает вышеописанные проблемы и болезни.
Хотя справедливости ради стоит заметить, что действительно серьезные проблемы в этой сфере может создать одновременное поражение Венеры и особенно Марса.
Но самые большие проблемы Луна может создать в умственной сфере. Как объяснялось в предыдущем номере, Солнце дает силу уму, а Луна — спокойствие и наслаждение. Все восточные религии и философские школы подчеркивают: нельзя достичь просветления (освобождения) в духовной сфере, успеха в материальной и счастья в целом без умиротворения ума.
Луна символизирует ум, сознание в целом(манас) и нашу способность воспринимать ощущение в самых разных смыслах этого слова.
Главная задача Луны — покой и восприимчивость ума. Чтобы достичь этого, необходимо смирить свой ум перед Высшей волей,
то есть развить истинное смирение, а оно приходит с развитием Божественного видения: все, что ни делается, все к лучшему;
все материальное — временно; ничто не случайно и даже травинка не шелохнется без воли Бога; истинное счастье внутри и т.д.
Образ жизни Лунная энергия усиливается в атмосфере веры, преданности и любовной заботы.
Желательно, чтобы человек ощутил в детстве материнскую заботу и обрел поддержку в кругу семьи и друзей.
Следует также заботиться о других людях и помогать им, оказывая бескорыстные услуги. Нужно общаться с людьми и открыть свое сердце нуждам окружающих. Усилению лунной энергии способствует духовное поклонение, особенно, если оно обращено непосредственно к великой богине — Божественной матери. Память становиться слабее.
Все меньше женщин, способных родить, и мужчин, способных зачать ребенка.
Корова считается нашей матерью потому, что мы пьем ее молоко.
А согласно законам кармы, тот, кто дает нам молоко, на тонком уровне считается нам матерью.
Поэтому непочтительное отношение к коровам и их убийство считается одним из тяжких грехов.
Лунную энергию усиливают: занятия медитацией, развитие оптимизма, контроль за своей речью — говорить следует продуманно и как можно меньше,
внимательное отношение к своим поступкам и словам, с тем, чтобы не доставлять беспокойства окружающим, водные процедуры— душ утром и теплый — после работы, посещение моря, озера, реки (каждый может заметить, что если просто 15 минут смотреть на море, то ум успокаивается).
Из трав благоприятными для Луны считаются успокаивающие и тонизирующие растения— алтей, вяз ржавый, корень окопника, купина, спаржа кистевидная и ремания.
Ароматические масла из белых цветов (жасмина, лотоса, лилии, гардении), а также сандаловое масло несут благоприятную успокаивающую энергию Луны. Желательно ими смазывать область сердца и «третьего глаза».